Новая редакция Информационной стратегии по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 2024–2026 годы
Для того, чтобы снизить уровень распространения ВИЧ-инфекции требуется консолидация сил на основе межведомственного взаимодействия.
ВИЧ-инфекция – многогранное социально значимое инфекционное заболевание. Программы по снижению распространения ВИЧ-инфекции сочетают в себе не только медицинские аспекты, но и социальные, правовые, а также вопросы снижения стигмы и недопущения дискриминации.
Предлагаемые меры и усиления государственных, международных и общественных организаций в области лечения и профилактики ВИЧ-инфекции будут недостаточно результативными без расширения Информационной стратегии по ВИЧ-инфекции.
В связи с этим 1 декабря 2023 года подписана новая редакцияИнформационной стратегии по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 2024–2026 годы, разработанная Министерством здравоохранения Республики Беларусь при поддержке Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).
Целью Информационной стратегии является развитие к 2026 году информационного поля страны, эффективно влияющего на профилактику ВИЧ-инфекции среди людей разных возрастов, социального статуса и гендера, повышение информационно-коммуникационных компетенций специалистов, развитие приверженности к лечению людей, живущих с ВИЧ (далее – ЛЖВ) и снижение распространения ВИЧ-инфекции.
Проблемы на решение которых направлена Информационная стратегия:
Проблема 1. Наличие пробелов в единой информационной политике в отношении ключевых групп населения и ЛЖВ.
Проблема 2. Стигматизация в отношении ЛЖВ и ключевых групп населения.
Проблема 3. Недостаток квалифицированных специалистов в сфере информационной работы по профилактике ВИЧ-инфекции.
Проблема 4. Недостаток качественных информационных материалов.
Проблема 5. Часть специалистов в сфере ВИЧ-инфекции продолжают рассматривать запугивания ЛЖВ страхом смерти или уголовного преследования, как эффективную политику в случае неприверженности к лечению ВИЧ-инфекции.
Проблема 6. ВИЧ-инфекция становится «старше», однако профилактика и информационные материалы адресуются в первую очередь молодым людям. Люди 40 лет и старше не считают, что могут подвергнуться риску инфицирования ВИЧ.
Проблема 7. Недостаток адресных гендерно-чувствительных информационных материалов для женщин, живущих с ВИЧ, планирующих беременность.
Информационная стратегия предусматривает последовательное решение проблемных вопросов, благодаря разработанным стандартам, предназначенным для подготовки информационных материалов.
Стандарт № 1: Стандарт сохранения конфиденциальности информации, в т. ч. персональных данных.
Стандарт № 2: Стандарт согласования, подтверждения и предоставления научно-обоснованной и достоверной информации.
Стандарт № 3: Стандарт «АНТИСТИГМА» – исключение из информационных материалов стигматизирующей терминологии, специфических непонятных терминов, оскорбительной лексики и образов, узконаправленных суждений.
Стандарт № 4: Стандарт изучения мнений разных людей, групп по аспектам проблем.
Стандарт № 5: Стандарт дифференцированного подхода в информационном воздействии с учетом характеристики целевой аудитории.
Стандарт № 6: Стандарт разработки информационно-образовательных материалов для социальной рекламы.
С полной версией Информационной стратегии можно ознакомиться по ссылке: Информационная стратегия по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 2024–2026 годы